Основные принципы обучения иностранным языкам

Дуглас Браун – американский профессор, эксперт в области преподавания английского языка как иностранного. В своей книге "Преподавание по принципам" он подробно исследует основные принципы обучения иностранным языкам, деля их на три категории: когнитивные, аффективные и лингвистические. Принимая во внимание все три группы, можно обеспечить себе наиболее эффективный процесс обучения иностранному языку. Давайте разбираться что под собой подразумевают данные принципы.
Когнитивные принципы

Первая категория – когнитивные принципы, которые связаны в основном с ментальными и интеллектуальными функциями. По мнению Брауна, сюда входят 5 принципов.
native speakers, носители языка в Москве, итальянцы в Москве, обучение английскому, курсы английского, курсы итальянского, курсы немецкого, английский с носителем, итальянский с носителем
Автоматизм

Ни для кого не секрет, что человек лучше всего усваивает иностранный язык, если его погрузить в культурную и языковую среду. Особенно эффективно этот метод работает с детьми. Почему так происходит? Дело в том, что в таких случая большую роль играет восприятие языка на уровне подсознания. Проще говоря, ребенок усваивает язык автоматически, не обдумывая каждую услышанную конструкцию. Это одна из причин, по которой дети достигают более быстрых результатов, чем их родители, склонные анализировать и исследовать каждое правило. Чтобы от этого избавиться, постарайтесь сами создать для себя такую "автоматическую" среду и отойти от излишнего обдумывания. Например, если вы мечтаете гулять по солнечной Италии и общаться с местными жителями, почему бы не воспроизвести эту среду в Москве и не учить язык с итальянцем на Патриках?


Смысловое обучение

По мнению профессора Брауна, смысловое обучение – это такое обучение, при котором мозг включает полученную информацию в существующие категории, тем самым создавая ассоциации. В отличие от простого заучивание слов и правил вне контекста, такой способ обеспечивает более продолжительное удерживание знаний. Как этого достичь? В первую очередь советуется учитывать интересы студентов и при подаче нового материала ссылаться на уже изученные темы. Также Браун рекомендует отойти от теоретических и абстрактных объяснений.

Ожидание награды

Действия человека во многом обусловлены какой-то целью, ожиданием выгоды или награды. Это один из самых мощных инструментов управления поведением человека, знакомый каждому из нас не понаслышке: простая похвала, хорошая оценка, диплом или сертификат. В руках опытного педагога этот способ поможет дополнительно мотивировать студента. Но еще более эффективным он становится, если ученик сам начинает применять его по отношению к себе.

Внутренняя мотивация

Процесс обучения иностранному языку проходит гораздо эффективнее, если мотивация студента идет изнутри и не зависит от внешних факторов. Для этого нужна вдохновляющая цель, потребность в общении или стойкое желание освоить язык. В противном случае увеличивается шанс бросить учебу на полпути, даже если преподаватель хвалит вас на каждом уроке.

Стратегические инвестиции

На протяжении многих лет считалось, что основную роль в образовательном процессе играет педагог, те методики и учебники, которые он использует. Однако сейчас стало понятно, что от ученика зависит столько же, если не больше. Браун называет этот принцип "стратегическими инвестициями", имея в виду те усилия, время и внимание, которые ученик вкладывает в свое обучение, и которые в конечном счете приведут его к желаемому результату. Задача преподавателя в этом случае – научить своего ученика самостоятельно использовать определенные технологии обучения иностранному языку.
Аффективные принципы

Вторая категория – аффективные принципы, тесно связанные с эмоциональной составляющей обучения. Сюда относятся чувства студента к себе и своим отношениям к изучаемому языку и культуре.
Языковое эго

Этот принцип базируется на мнении, что когда человек учит новый язык, он приобретает новую модель мышления и чувства, как бы новую "личность" со своим восприятием и поведением. Это может привести к излишней застенчивости и чувству незащищенности, потому что в новой языковой среде человек оказывается без привычных ему знаний, которые он использует в обычной жизни. У всех этот "кризис идентичности" проявляется по-разному, но если вы заметили за собой непривычную скованность и боязнь показаться глупым, помогут занятия с чутким, мягким педагогом, который будет медленно, но верно развивать ваши навыки.

Уверенность в себе

Ставить перед собой амбициозные цели и погружаться в учебу бессмысленно, если вы не верите в себя. По мнению профессора Брауна, уверенность в том, что поставленные задачи вам под силу – это как минимум половина (а может даже и больше) успеха. Конечно, это не всегда дается легко, особенно если за плечами уже есть неудачный опыт изучения языков. Но над этим безусловно нужно работать – с помощью опытного педагога, который будет придавать вам уверенности в собственных силах, или даже самостоятельно. Помните, что если вместо избегания каких-то задач вы направите свою энергию на их решение, то шанс достичь желаемого результата резко увеличится.

Принятие рисков

Третий принцип в этой категории тесно взаимосвязан с двумя первыми. Если ученик принимает свою уязвимость в новом языке и потихоньку развивает в себе уверенность в собственные силы, то он становится готовым идти на риски в обучении. Например, задавать вопросы, используя не до конца изученные конструкции. Или спонтанно начать разговор с иностранцем на улице. К сожалению, в образовательных учреждениях более развит противоположный подход: обдумывать вопрос перед тем как его задать, исправлять ошибки и обязательно обращать внимание на все оговорки. Именно поэтому важно заниматься с преподавателем, который поощряет живые, спонтанные беседы.

Взаимосвязь языка и культуры

Вместе с новым языком учащийся усваивает ряд культурных особенностей, традиций и норм поведения. Этот принцип особенно важно учитывать тем, кто учит английский путем полного погружения в языковую среду (например, в случае переезда). Профессор Браун считает, что способность и готовность человека принять новую для себя культуру напрямую влияет на скорость освоения языка – и наоборот. Это одна из причин почему занятия с носителями языка, которые в процессе обучения знакомят учеников с этими особенностями, по праву считаются наиболее эффективными.
Лингвистические принципы

Третья категория – лингвистические принципы. Они связаны с самим языком и тем, как учащиеся воспринимают новые для себя лингвистические системы со всеми их сложностями и тонкостями.
коммуникация, изучение языка, носители языка, антишкола блог, лайфхаки обучения, Language Learning, курсы английского, курсы немецкого, английский онлайн
Эффект родного языка

Безусловно, родной язык ученика играет немаловажную роль в том, как он учит и усваивает иностранный язык. Этот эффект может проявляться двумя разными способами: содействием в обучении или помехой. Например, если вы учите язык, который принадлежит к той же группе, что и ваш родной, вам могут легче даваться новые слова с похожим звучанием, произношение, порядок слов в предложениях и многие другие нюансы. И наоборот, иногда проведение параллелей между новым и родным языком может увеличить количество ошибок и сделать вашу речь менее естественной.

Межъязыковой этап

Рано или поздно в процессе изучения иностранного языка наступает такой этап, когда человек уже может изъясняться и строить фразы, но при этом опирается на логику своего родного языка. Здесь и возникают ошибки, которые принято называть "типично русскими". Например, неиспользование артиклей или изменение порядка слов в разговорной речи – ведь в русском языке так делать можно! И хоть для самого студента это кажется логичными, для любого носителя такие формулировки будут звучать как минимум странно. На данном этапе основная задача преподавателя – обратить внимание ученика на логику совершенных ошибок, чтобы он научился отличать простые оговорки или опечатки от более систематических неточностей.

Коммуникативная компетенция

Определений коммуникативной компетенции очень много, но профессор Браун под этим термином подразумевает следующие составляющие:

  • организационная компетенция (грамматика)

  • прагматическая компетенция (функциональная и социолингвистическая роль языка)

  • стратегическая компетенция (умение использовать язык в реальном мире)

  • психомоторные навыки (произношение)
Основная суть этого принципа – учитывать все составляющие владения языком для достижение наилучших резкльтатов. Только в этом случае ученик на выходе не просто будет владеть набором правил и слов, но и сможет общаться на языке, без подготовки применять его в любой жизненной ситуации.
Написать в АНТИШКОЛУ
Задайте вопросы или запишитесь на бесплатный урок с носителем языка — получите оценку уровня, рекомендации и начните обучение прямо на уроке!
Если ваш мессенджер скрыт из поиска, пожалуйста, укажите ваш @никнейм в комментарии или отправьте нам любое сообщение в чате на сайте..
Показать еще