Вот так идешь с ребёнком по его отношениям с английским, как по минному полю. Отношениям, в которых столько боли, что я не знаю, как он столько выдерживает.
Ни у кого уже не осталось надежды: ни у ребенка, ни у родителей, ни у носителя языка, который на грани отказаться от ребёнка, что и привело маму ко мне.."Мы уже не знаем, что делать. Он очень талантливый, по робототехнике изобретает такое (!), выигрывает конкурсы, хочет на международный конкурс и жить в Америке, но вот английский… сколько было преподавателей, все от него отказываются…".
Надежды не осталось у ребёнка, что он его когда-нибудь будет понимать, знать и говорить на нём. "Я весь вечер учил неправильные глаголы, не ходил гулять, но всё равно написал контрольную на 2" и глаза стеклянные, поза статичная, эмоций - ну, какие эмоции, это как в пустыне, выжженной. Надежды не осталось и у родителей, постоянно оплачивающих дополнительные занятия, репетиторов и врачей - какая нагрузка на психику, такая и психосоматика у этих чутких и чувствительных детей, а как ещё?
"Вы, пожалуйста, при муже не говорите стоимость своей работы, он больше не готов платить. Можно я Вам на карту переведу?". Надежды не осталось у носителя языка, беру телефон и пишу ему в вотсапе не отказываться от ребёнка, а попробовать ещё вот это и вот это, и вот то ты пробовал? А он мне: "Ну, я уже использовал все свои нестандартные материалы, у меня учебник, план… Он же должен знать неправильные глаголы…".
И вот медленно, шепотом, по-партизански мы буквально на цыпочках с ним продираемся по этому минному полю требований, гигантских планок с нечеловеческий рост, наложенных на него, и отчаяния. В Детском мире трогаем игрушки и играем в I spy.
Он, о Боже, кроме стеклянных глаз выдаёт улыбку и слегка зарозовевшие щёки, просит ещё играть, сам. Вот он потихоньку начинает что-то спрашивать, смеяться. Вот он в музее Дарвина уже, увидев птичку, рассказывает, как они отдыхали в Крыму и к ним в номер залетела такая птичка и как они её ловили и выпускали. Вот он на английском хотя бы дышит. Да, там пока без неправильных глаголов рассказ, но с таким запалом, с такой радостью он делится.
Какое счастье, что на первом плане уже не страх сказать неправильно, не молчание, не поза "умер заживо".⠀А потом мама присылает сообщение: "Ясна, у них в понедельник была контрольная по английскому. Он написал без одной ошибки, представляете? Но учительница не поверила, поставила два, всё перечеркнула и написала "Списано".
Он весь вечер рыдал, кидал по комнате учебник и кричал, что ненавидит английский". И я плачу, матерюсь и одновременно пытаюсь достать с дальней полки отрощенный на такие истории за годы преподавания дзен, убеждая себя, что какой бы не был трудный опыт, мы всё это сами выбрали. Что пока так. Что мы стараемся что-то поменять, как можем, что я вот не сижу же, сложа руки.