Почему все мы, такие умные и целеустремленные, декларирующие себе и своим друзьям и соседям свои цели, не приходим к ним? Почему говорим одно, хотим одного, а делаем другое?
Мотивация – это топливо обучения, но что мы знаем о ней? На пути обучения нам предстоят разные этапы: и разгон, и инерция, и приятные результаты, и этапы трудностей, на которых очень легко отступить, если нет «топлива», с помощью которого эти трудности мы можем преодолеть.
Хочу рассказать вам эволюцию своей мысли по поводу мотивации в обучении.
Этап 1. Нет мотивации? Лентяй! 11 лет назад, будучи одновременно студенткой ГУ-ВШЭ, я говорила на нескольких языках и была менеджером по продажам и общалась с клиентами-студентами своего языкового проекта
(центр обучения с экспатами). К нам приходили люди и говорили: «Я хочу выучить английский язык» Мы говорили: «Давайте!», мы начинали учить, а потом видели, как люди потихоньку отваливались и переставали учиться.
И тогда я начала делить людей на тех, кто выучивает язык и лентяев. Я не разбиралась, в чем, собственно, отличие тех людей, которые выучивают язык, от тех, кто отваливается, не доползая до второго месяца, а просто считала, что
лентяи не способны достичь результатов.
Этап 2. Страх – лучшая мотивация! Когда я заканчивала ГУ-ВШЭ и Сорбонну, я считала, что лучшая мотивация это страх.
Такой вывод я сделала, находясь в мощной старейшей системе, основанной на:
- рейтингах с выбыванием
- экзаменационных сессиях каждые 3 месяца
- вычитании долей баллов по каждой задаче из домашних заданий/тестов, отдаляющих от стипендии
- и многих других инструментах контроля и наказаний
Эта система по созданию стресса и страха заставляла меня месяцами спать по 4 часа в сутки, забывать про еду и про личные интересы в пользу обучения. Как результат: умение прочесть по 1000 страниц технических текстов за ночь, написать 30 страниц курсовой за 12 часов.
Аналогию я проводила и в обучении языкам. Для детей: чем более грозные родители – тем выше результаты ребенка. Мама сидит с ремнем и контролирует выполнение домашних заданий и посещения.
Чем страшнее цель клиента (например, вынужденный переезд на ПМЖ с собеседованием и тестом на язык в посольстве), тем эффективнее обучение.
Этап 3. Осознанность + мечты + любовь = формула мотивации Не нужен никакой страх, нужно мечтать, любить, осознавать, чем именно ты хочешь заниматься. И если ты идешь к мечте в состоянии осознанности, то любые горы по плечу. Все эти громкие слова
мотивационных спикеров.
Нет, друзья, далеко не все так просто!
Наблюдая за учениками (а их через нас прошло, со своими историями успехов и неудач, страхов и инструментов, уже больше 10 000 человек), я увидела вот что: