Интервью со специалистом по работе с языковыми барьерами


3 августа / 2022
Каким бы квалифицированным не был ваш преподаватель, в течение обучения у вас все равно могут возникать проблемы, барьеры и даже отторжение к языку. В некоторых случаях обычных занятий может быть недостаточно.

Это не повод бросать свою мечту о свободном владении иностранным языком или думать, что с вами что-то не так. Это просто сигнал о том, что надо изучить вопрос с разных сторон и при необходимости обратиться за помощью.

Мы поговорили с Ясной Токарик – психологом, специалистом по работе с языковыми барьерами. Она проводит консультации с детьми и взрослыми, помогает освободиться от страхов и нелюбви к языку.

Ясна поделились историей о том, как она пришла в эту сферу и с какими кейсами сталкивалась, а также рассказала, в каких случаях стоит задуматься о консультации.

Ясна Токарик – психолог, специалист по работе с языковыми барьерами
Как ты начала вести такие сессии по интеграции языка?

Они родились сами вследствие моих жизненных обстоятельств:

  • Опыта жизни в США и экспериментов, которые я делала с собой, когда сама учила язык.
  • Нескольких лет работы переводчиком в Большом театре.
  • Более 5 лет преподавания английского языка детям, подросткам и взрослым в частном порядке.
  • Изучения психологии и опыта личной терапии.

Постепенно я стала замечать, что мне не просто нравится преподавать – мне нравится разбираться с самым сложным в психике человека. Почему одни схватывают слова моментально, открыты к контакту, занимаются дома самостоятельно и просят дать побольше домашней работы, – а другие придумывают оправдания, чтобы не прийти на урок, постоянно отвлекаются во время занятия и не могут выучить материал? Что происходит с психикой в такие моменты?

Мне интересно было разбираться в самых сложных случаях, поэтому я за них бралась. Да, я не знала, что делать, но у меня было много энтузиазма, желания помочь, разобраться, облегчить человеку процесс обучения. С каждым новым кейсом я всё больше и больше убеждалась, что это моё. И результаты радовали, и опыт стал накапливаться потихонечку. Об этих проблемах нечасто говорят, и вообще обычно люди думают, что "с ними что-то не так", поэтому мой телефон передавали из рук в руки.

Какие самые сложные кейсы у тебя были?

1) Был мальчик 9 лет из Киева, который с родителями переехал в Лондон, и после года школы не заговорил на английском. Более того – замкнулся, потерял интерес к учебе и на русском языке. В школе на следующий год мальчика брать отказались, перевели на домашнее обучение. Я тогда еще преподавала язык, мы встречались один или даже 2 раза в неделю. Бывало, что на урок он приходил с температурой, с полотенцем на лбу. Мама объясняла: болеет, но ни в коем случае не хочет отменять урок. Я отбросила все стандартные методы и искала подход. Разбиралась с психикой ребенка. Через год мальчик пошел в школу наравне со сверстниками. Проблемы с языком остались далеко в прошлом.

2) Была девочка 8 лет, родилась и выросла в Сан-Франциско. Родители очень старались сохранить русский язык, поэтому дома говорили только на нем, и садик тоже был русский. А вот школа уже была американская, но даже спустя год обучения девочка так и не заговорила на английском. Могла писать и понимать, но ни слова не говорила. Проблема очевидно не с языком. Мы разбирались с идентификацией себя, принадлежностью к культуре, языку, менталитету в игровой форме. Было очень интересно работать, искать варианты и подход к ребенку. Итог – девочка заговорила, пошла в школу и сейчас даже пишет стихи на английском.

3) Если говорить о взрослых, то там кейсы другого характера. Бывают случаи, когда эмигранты хотят вернуться в свою страну, потому что сложно вписаться в коллектив на работе из-за проблем с языком и тем разрывом, который есть в языке и профессиональных компетенциях. Могу с уверенностью сказать, что благодаря моим консультациям многие взрослые решили не сдаваться, и в итоге получили повышение и избавились от психосоматических заболеваний, связанных с проживанием негативных чувств от интеграции языка. Здесь мне даже сложно выделить конкретный кейс, потому что все настолько индивидуальные и интересные. Главное, что все решаемо!

Как быть тем, кто сомневается в необходимости такой консультации? Как понять, может ли человек справиться сам?

Ориентируйтесь на свой опыт и ощущения, прислушивайтесь к себе. Я бы рекомендовала сессию в следующих случаях:

  • Если вы чувствуете, что приложенных усилий больше, чем полученного результата.
  • Если у вас есть любые проявления психосоматики: головные боли, боли в желудке, сонливость, усталость, раздражение, панические атаки – до уроков или после них.
  • Если вы испытываете трудности с запоминанием материала. Не можете вспомнить подходящее слово, как будто пустота или чистый лист, – хотя вы точно помните, что вы его учили и должны знать.
  • Если вы чувствуете, что можно легче, проще, быстрее и хотите так.
  • Если вы уже долго (больше месяца-двух) чувствуете, что вы никуда не двигаетесь и как будто топчитесь на месте.
  • Если вы каждый раз заставляете себя учиться и делаете это на силе воле, просто потому что так надо.

Автор: Диана Овсепян

Смотрите другие наши посты и новости:
Антишкола работает для тех, кто созрел учиться по-взрослому.
Мы вернем Вам веру в то, что Вы можете говорить с иностранцами - англичанами, французами, итальянцами и даже с японцами!
Получить консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@anti-shkola.ru
Телефон: +7 499 350 37 85
Соцсети: Facebook | Instagram | Youtube