Как генетика, химия мозга, культура и эволюция формируют наши решения и эмоции

Что на самом деле управляет нашим поведением? Объясняет Роберт Сапольски

Разбираемся, какие факторы действительно управляют нашим поведением и почему один из ведущих нейробиологов мира, Роберт Сапольски, считает, что ответы на эти вопросы сложнее, чем кажутся на первый взгляд.
Вы когда-нибудь задумывались, что заставляет нас принимать решения, чувствовать или реагировать на определенные события так, а не иначе? Насколько наше поведение предопределено биологией, и как на нас влияют окружающая среда и культура? Эти вопросы стали центральной темой лекциизнаменитого нейробиолога и приматолога Роберта Сапольски, которая проливает свет на биологические механизмы, стоящие за каждым нашим поступком.

Что на самом деле определяет наше поведение?

Роберт Сапольски не обещает легких ответов на сложные вопросы, касающиеся человеческого поведения. В своей лекции "Биология поведения человека" он заявляет: Поведение — это результат взаимодействия множества факторов. Представьте себе мозг как сложный компьютер, где одновременно работают программы, созданные:
  • Генетикой
  • Опытом
  • Гормонами
  • Культурой
Сапольски подчеркивает, что невозможно выделить один фактор, который полностью определяет наше поведение. Эти элементы работают вместе, создавая то, что мы называем личностью и характером.

Гены и поведение: сколько свободы у нас на самом деле?

Генетика — мощный инструмент, влияющий на нас с момента рождения. Однако, вопреки распространенному мнению, гены не определяют наше поведение полностью. Исследования показывают, что гены могут увеличивать вероятность определенных поведенческих реакций, но не гарантируют их.

Например, исследование 2013 года показало, что около 50% вариаций в уровне агрессии у детей могут быть связаны с генетикой. Но это не означает, что человек с "геном агрессии" обязательно будет агрессивным. Воспитание, образование и окружение также играют важную роль.
Сапольски иллюстрирует взаимодействие генетики и окружающей среды на примере того, как дети учат языки. У детей есть врожденная способность усваивать языки благодаря:
  • Мозговым механизмам
  • Активному взаимодействию с окружающими и культурными контекстами
Воспитание и социальные взаимодействия являются ключевыми факторами в том, как и какие языки дети усваивают.


Химия мозга: что управляет нашим настроением?

Наше поведение также зависит от химических процессов, происходящих в мозге.

Нейротрансмиттеры

  • Дофамин и серотонин играют ключевую роль в регулировании настроения и поведения.
  • Низкий уровень серотонина связан с депрессией, а повышенный уровень дофамина может способствовать рискованному поведению.
По данным Национального института здоровья США, около 17,3 миллиона взрослых американцев страдают от депрессии, что часто связано с дисбалансом нейротрансмиттеров.

Гормоны

  • Кортизол, известный как "гормон стресса", выделяется в ответ на стрессовые ситуации.
  • Постоянный высокий уровень кортизола может привести к:
  • Проблемам с памятью
  • Нарушению сна
  • Депрессии
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, хронический стресс стал одной из ведущих причин инвалидности и заболеваний по всему миру.

Эволюция и культура: как они формируют нас?

Одним из самых интересных аспектов лекции является обсуждение роли эволюции и культуры в формировании нашего поведения.

Сапольски утверждает, что многие поведенческие черты, которые мы считаем "человеческими", имеют глубокие эволюционные корни. Например, склонность к созданию социальных групп и иерархий наблюдается у приматов.
Но эволюция — это только половина уравнения.

Культура играет не менее важную роль в определении нашего поведения: Исследование 2014 года показало, что культурные нормы могут изменять выражение генетически заложенных черт поведения.
В одних культурах агрессия поощряется, в других — подавляется.

Понимание себя и других

Лекция Роберта Сапольски — это не просто научный экскурс, это руководство к пониманию самого себя. В мире, где психическое здоровье и социальные проблемы становятся все более актуальными, знание о том, как биология, генетика, культура и личный опыт взаимодействуют для формирования нашего поведения, может стать ключом к созданию более здорового общества.

Источники:
  1. Исследование влияния генетики на агрессию у детей, 2013
  2. Данные о депрессии и химии мозга от Национального института здоровья США
  3. Влияние стресса на здоровье по данным ВОЗ
  4. Влияние культуры на генетически заложенные черты поведения, 2014

Days
Hours
Minutes
Seconds
Ограниченное предложение для целеустремлённых

При бронировании курса обучения До 13 октября

-30% SALE

Только для новых учеников!
Предложение ограничено!
СПЕШИТЕ!

Познакомьтесь с АНТИШКОЛОЙ!
Запишитесь на бесплатный урок с носителем языка — получите оценку уровня, рекомендации и начните обучение прямо на уроке!
Если ваш мессенджер скрыт из поиска, пожалуйста, укажите ваш @никнейм в комментарии или отправьте нам любое сообщение в чате на сайте..
Подписывайтесь на Антишколу в Инстаграме, чтобы первыми узнавать самые свежие новости из жизни Антикшолы, получать подарки и расширять кругозор в теме обучения, мотивации, нейро фишек и изучении иностранных языков!
Антишкола работает для тех, кто созрел учиться по-взрослому.
Мы вернем Вам веру в то, что Вы можете говорить с иностранцами - англичанами, французами, итальянцами и даже с японцами!
Показать еще